Положение о внутришкольной профилактике учебной неуспешности

образования.
Задачи:
− Принятие комплексных
мер, направленных на
повышение
уровня освоения образовательных программ и качества знаний обучающихся.
− Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их
отставания в учебе и слабой мотивации.
− Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и
повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.
− Реализация разноуровневого, вариативного, индивидуального обучения,
формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.
− Повышение ответственности родителей (законных представителей) за
обучение детей в соответствии с законодательством.
3.Система мер по совершенствованию образовательного процесса по
предупреждению неуспеваемости школьников
1.1 Профилактика неуспеваемости на уроке:
− Специальный контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих
у обучающихся наибольшеезатруднение. Тщательный
анализ
и
систематизация ошибок, допускаемых учениками в устных ответах,
письменных работах; выявление типичных для класса
ошибок
и
концентрация внимания на их устранение. Контроль усвоения материала
обучающимися, пропустившими предыдущие уроки. Обобщение итогов усвоения
основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками,
выявление причин отставания по окончанию изучения темы или раздела.
−
Обязательная проверка в ходе урока степени понимания
обучающимися основных
элементов излагаемого
материала.
Применение
средств поддержания
интереса
к усвоению
знаний.
Обеспечение
разнообразия методов
обучения,
позволяющих
всем
обучающимся активно усваивать учебный материал.
− Подбор заданий для самостоятельной работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.
Включение в содержание самостоятельной работы заданий по устранению
ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Четкий
инструктаж о порядке выполнения письменных самостоятельных работ.
Обучение самопроверке и самоконтролю.
− Помощь неуспевающему обучающемуся на уроке;
− Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, увеличение времени для подготовки ответа у
доски. Предложение обучающимся примерного плана ответа. Разрешение
пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
− Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
3.2.
Обеспечение в ходе домашней работы повторения пройденного.
2

Концентрация
внимания
обучающихся
на
наиболее
существенных
элементах, вызывающих
наибольшие
затруднения при выполнении
домашнего задания. Четкий инструктаж обучающихся о порядке выполнения
домашних работ,
проверка степени
понимания
этих
инструкций
слабоуспевающими школьниками. Согласование объема домашних заданий с
другими учителями класса,
исключая перегрузку,
особенно
слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся.
3.3. Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим и
неуспевающим обучающимся вопросами, выясняющими степень понимания ими
учебного материала.
3.4. Привлечение слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся в
качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
3.5. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном
обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы,
высказанной сильным учеником.
3.6. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание
приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость
актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые
необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о
рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование
самостоятельных
действий
слабоуспевающих.
Более
тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка,
исправления.
3.7. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное
объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о
возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с
направляющим планом действий.
2. Взаимодействие учителя со слабоуспевающими и с неуспевающими
обучающимся и их родителями (законными представителями)
В работе со слабоуспевающими и с неуспевающими
обучающимся и их
родителями (законными представителями) рекомендуется:
− Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный,
индивидуальный и др.) для объективности результата;
−
Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки
своевременно, не допуская скопления оценок в конце учебного периода, когда
ученик уже не имеет возможности их исправить;
−
Комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать
недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем). Поощрять
самооценку обучающегося;
3

− Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных
работ, после чего провести повторный контроль за знаниями, умениями, навыками
и универсальными учебными действиями;
− Определить время,
за
которое
слабоуспевающий
и
неуспевающий обучающийся должен освоить тему, в
случае
затруднения
дать консультацию;
−
Поставить
в
известность
классного
руководителя
или
непосредственно родителей (законных представителей) ученика о низкой
успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок
(три и более неудовлетворительных отметки – «2»);
− Не снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке,
использовать другие методы воздействия;
−
Организовать дополнительные консультации по предмету для
обучающегося и его родителей в случаях, если:
- обучающихся не пропускал уроков без уважительной причины;
- обучающийся не нарушает дисциплину на уроке и не отказывается работать;
- родители обучающегося сотрудничают с учителем в течение учебного
периода по вопросу улучшения качества знаний;
- обучающийся
регулярно самостоятельно (не списывает)
выполняет домашние задания.
3. Взаимодействие классного руководителя со слабоуспевающими и с
неуспевающими
обучающимся и их родителями (законными
представителями)
В работе со слабоуспевающими и с неуспевающими
обучающимся и их
родителями (законными представителями) рекомендуется:
I.
Выявлять
причины
неуспеваемости
обучающегося
через
индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу-психологу,
социальному педагогу, учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
− пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине);
− недостаточную домашнюю подготовку;
− низкие способности;
− нежелание учиться;
− недостаточную работу на уроке;
− необъективность выставления отметок на уроке;
− большой объем домашнего задания;
− высокий уровень сложности материала;
− другие причины.
II.
В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска
уроков, выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
Уважительными причинами считаются:
− болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской (на срок не более
4

3-х дней) от родителей;
− мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом
учреждения, проводящего данное мероприятие;
− освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия
с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя; по
семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора школы).
Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без
соответствующих документов, подтверждающих уважительную
причину отсутствия обучающегося.
III. Немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через
запись в электронном журнале или через сообщение родителям (если случае
единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через
беседу с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, через совет
профилактики (если прогулы систематические).
IV. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего
задания или недостаточной работы на уроке провести профилактическую
работу с родителям (законными представителями) ученика, обращаясь за
помощью к педагогу-психологу. В случае уклонения родителей от своих
обязанностей известить о неуспеваемости обучающегося заместителя директора по
УВР.
V.
В случае указания обучающимся на завышение объема домашнего
задания обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору
школы, заместителю директора по учебно-воспитательной работе, чтобы
проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим
нормам.
VI. Организовать
помощь
слабоуспевающим
и
неуспевающим
обучающимся со стороны актива класса.
4. Обязанности и права обучающихся
Ученик обязан регулярно выполнять домашнее задание по различным
учебным дисциплинам, своевременно представлять учителю на проверку
письменные домашние задания.
Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и
заданий на уроке.
Ученик, пропустивший учебные занятия по уважительной или без
уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал.
В случае затруднения ученик имеет право обратиться к учителю за
консультацией как во время урока, так и во внеурочное время.
5. Обязанности и права родителей (законных представителей)
5.1. Родители обязаны:
− явиться в
школу
по
требованию
учителя-предметника,
5

классного руководителя или администрации школы;
− контролировать выполнение домашнего задания учеником и его
регулярное посещение школы;
− помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала
путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в
случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным
причинам. Родители берут полную ответственность за освоение пропущенного
программного материала, за пропуски обучающихся с формулировкой «по
семейным обстоятельствам»;
− исключить требования разовых заданий у учителя-предметника с
целью улучшения отметки за учебный период;
7.2. Родители имеют право:
− посещать уроки, по которым обучающийся не успевает, т.е. имеет
неудовлетворительные отметки;
− обращаться за помощью к классному руководителю, администрации
школы В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются
материалы на ученика и его родителей (законных представителей) в
комиссию по делам несовершеннолетних и
защите
прав детей с целью
принятия административных мер наказания к родителям.
6. Функции администрации школы
Директор школы:
− Осуществляет постоянный контроль за реализацией системы мер по
предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости;
− Обеспечивает единство действий всего педагогического коллектива по
предупреждению неуспеваемости школьников;
− Координирует действия педагогов с родителями и общественностью
по месту жительства детей.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
− Пишет аналитическую справку по итогам учебных достижений
обучающихся.
− Осуществляет специальный контроль за работой с неуспевающими
обучающимися.
−
Обобщает
передовой
опыт
работы
по
предупреждению
неуспеваемости учителей-предметников с его широким обсуждением на
педагогических советах.
−
включает в тематику педагогических советов
вопросы,
связанные с предупреждением неуспеваемости обучающихся.

6

− Анализирует результаты промежуточной и
итоговой аттестации
обучающихся.
Заместитель
директора по
воспитательной работе
и
социальный педагог организуют проведение советов профилактики.
7. Деятельность педагогического совета, совета профилактики
Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на
неуспевающего обучающегося и его родителей в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных
мер наказания к родителям.
Педагогический совет принимает решение об
условном переводе
неуспевающего обучающегося в
следующий
класс с академической
задолженностью, которую необходимо будет ликвидировать в соответствии с
действующим законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».